Дискурсообразующие концепты учебно-медицинского дискурса

Доклады Башкирского университета. 2025. Том 10. № 3. С. 116-124.

Авторы


Касымова О. П.*
Уфимский университет науки и технологий
Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, улица Заки Валиди, 32
Голами Хамидех Хасан
Уфимский университет науки и технологий
Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, улица Заки Валиди, 32

Абстракт


В статье рассматриваются основные дискурсообразующие концепты учебно-медицинского дискурса: «учебный процесс», «медицина», «преподаватель», «обучающийся», «врач», «пациент», «организм», «здоровье», «болезнь», «лечение». Базовые концепты учебно-медицинского дискурса образуют симметричную структуру и в свою очередь включают множество подчиненных концептов, образуя понятийный континуум, в котором обнаруживается связь базовых концептов «учебный процесс» и «медицина» с зависимыми концептами. Содержание концептов реализуется в устной и письменной формах текстов в разных ситуациях академического общения: учебная аудитория, клиническая практика, итоговая аттестация и пр. Учебно-медицинский дискурс является одним из видов гибридного дискурса, он сочетает признаки двух самостоятельных типов дискурса. Их объединение создает новый формат дискурса, в котором свойства компонентов исходных дискурсов модифицируются и закрепляются в устной и письменной формах речи.

Ключевые слова


  • дискурсообразующий концепт
  • медицинский дискурс
  • учебный дискурс
  • гибридный дискурс

Литература


  1. Казенная Ю. А. Об особенностях англоязычного медицинского дискурса (на примере кинотекстов) // Молодой ученый. 2017. №46(180). С. 339-342.
  2. Касымова О. П., Лебедева А. В. Концепт «красота» в профессиональном медиадискурсе (на примере речи врачей-косметологов) // Доклады Башкирского университета. 2023. Т. 8. №1. С. 29-36.
  3. Таюпова О. И. Медиамедицинский дискурс как объект лингвистического исследования (на мат-ле современной немецкой журнальной периодики) // Российский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. №5. С. 352-359.
  4. Лихачев. Д. С. Концептосфера русского языка. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: Блиц, 1999. С. 147-165.
  5. Никишина И. Ю. Понятие «концепт» в когнитивной лингвистике // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2002. Вып. 21. С. 5-7.
  6. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. 990 с.
  7. Викторова И. А., Трухан Д. И. Гастроэнтерология. Внутренние болезни. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. СПб., 2016. 367 с.
  8. Касымова О. П., Линник Л. А., Мусина Э. Р. Словарь-справочник по стоматологии для иностранных студентов медицинских вузов. DICTIONARY-GUIDE ON DENTISTRY FOR FOREIGN STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITIES. DICTIONNAIRE-MANUEL DE DENTISTERIE POUR LES ÉTUDIANTS ÉTRANGERS DES UNIVERSITÉS MÉDICALES. Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2024. 110 с.
  9. Сепиашвили Р. И., Левкова Е. А., Славянская Т. А., Ханферьян Р. А. Иммунология и клиническая иммунология : учебное пособие. М: ГЭОТАР-Медиа. 2023. 160 с.
  10. Терапевтическая стоматология: учебник / под ред. О. О. Янушевича. В 3-х ч. Ч. 1: Болезни зубов. 2-е изд, перераб. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2022. 208 с.
  11. Ежова Т. В. Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя : дис. … д-ра пед. наук. Оренбург, 2009. 444 с.
  12. Попов А. Н. Учебный дискурс как педагогический феномен // Вестник Оренбургского гос. пед. университета. Электронный научный журнал (Online). 2016. №4(20). С. 309-316.
  13. Баландина Е. С. Гибридный дискурс: конституирующие признаки географических очерков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Выпуск 2. С. 573-578.
  14. Иерусалимская А. О. К определению понятия «полидискурсивность» в отечественной и зарубежной филологии // Вестник Российско-армянского (славянского) университета: гуманитарные и общественные науки. 2015. №2(20). С. 106-113.
  15. Иерусалимская А. О. О соотношении терминов «полидискурсивность»и «интердискурсивность» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия «Филология, педагогика, психология». 2016. №1. С. 54-58.
  16. Корниенко Е. Р. Полидискурсивность как константа языковой личности // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. №1(26). С. 89-92.
  17. Рогозин А. Ю. Гибридный дискурс как результат интердискурсивного взаимодействия // Вестник Череповецкого гос. университета. 2020. №4(97). С. 161-168.
  18. Усачева О. Ю. Полидискурсивность в современной коммуникативной практике // Сборник научных трудов III Междунар. научно-практ. конференции. Липецк, 2023. С. 193-203.
  19. Фуко М. Археология знания. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия»; Университетская книга, 2004. 416 с.
  20. Володина О. В. Дискурсообразующие концепты современного женского медиадискурса // Германистика в современном научном пространстве. Мат-лы VI Междунар. научно-практ. конференции. 2020. С. 31-35.
  21. Сажина Е. В. Дискурсообразующие концепты в англоязычном полемическом дискурсе печатных СМИ // Известия Гомельского гос. университета им. Ф. Скорины. 2021. №1(124). С. 123-127.
  22. Тубалова И. В., Наземцева М. А. Дискурсообразующий статус концепта свобода в тексте правового документа // Вестник Томского гос. университета. Филология. 2023. №83. С. 120-143

Discourse-forming concepts of medical discourse

Authors


Kasymova O. P.*
Ufa University of Science and Technology
32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia
Hamideh Gholami
Ufa University of Science and Technology
32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia

Abstract


The article examines the main discourse-forming concepts of educational and medical discourse: "educational process", "medicine", "teacher", "student", "doctor", "patient", "organism", "health", "disease", and "treatment". The basic concepts of educational and medical discourse form a symmetrical structure and, in turn, include many subordinate concepts, forming a conceptual continuum that reveals the connection between the basic concepts of "educational process" and "medicine" and their dependent concepts. The content of concepts is realized in oral and written forms of texts in various situations of academic communication: academic classes, clinical practice, final certification, etc. Educational and medical discourse is a type of hybrid discourse that combines features of two distinct types of discourse. Their combination creates a new discourse format in which the properties of the original discourse components are modified and fixed in oral and written forms of speech.

Keywords


  • discourse-forming concept
  • medical discourse
  • educational discourse
  • and hybrid dis- course