Роль имперфекта в романе М. Пруста «В поисках утраченного времени»
Доклады Башкирского университета. 2025. Том 10. № 3. С. 125-131.
Авторы
Кудряшева Ф. С.*
Уфимский университет науки и технологий
Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32
*E-mail: faniya.frgf@yandex.ru*
Никифоров Р. С.
Уфимский университет науки и технологий
Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32
Абстракт
В статье рассматривается временная парадигма прустовского текста. Российские и французские исследователи его творческого метода единодушны в том, что он является импрессионистическим. Этот факт получает отражение в стилистике его художественного дискурса и особенно убедительно во временном пространстве повествования, посвященного восстановлению в памяти героя событий прошлых лет. На наш взгляд, бесспорным является также влияние философии А. Бергсона на творческий метод М Пруста. Игра времен для М. Пруста становится принципиально важным источником реализации в тексте его философской концепции. В системе времен французского языка имперфект представляет автору реальную возможность соединить прошлое с настоящим, остановить время, воссоздать и повторить в памяти наиболее запомнившиеся детали. Широкая стилистическая парадигма значений имперфекта дополняется длительностью его употребления, квалифицируемое как «бесконечный имперфект», или «импрессионистический имперфект».
Ключевые слова
- имперфект
- импрессионизм
- время
- сознание
- воспоминание
- семантика
- глагол
- описание
- предельный /непредельный глагол
- пейзаж
- длительность
- протяженность
Литература
- Мамардашвили М. К. Лекция о Прусте: психологическая топология пути. М. AD MARGINEM. 1995. С. 13.
- Андреев Л. Г. Марсель Пруст. М.: Высшая школа. 1968. С. 81.
- Моруа А. В поисках Марселя Пруста: Биография / пер. с фр. Л. Ефимова СПб.: Лимбус Пресс 2000. С. 37.
- Megay J. N. Bergson et Proust: Essai de la mise au point de la question de l’influence de Bergson sur Proust. Paris:1, Vrin,1976. C. 135.
- Моруа А. Литературные портреты. М., «Радуга».1983. С. 92.
- Бочаров С. Г. Пруст и «поток сознания» // Критический реализм XX века и модернизм: М.: Наука, 1967. С. 201.
- Азаров В. Я. К вопросу о структурном статусе имперфекта во французском языке // Грамматическая семантика: сб. научн. тр. ТГИИЯ, 1977. С. 3-9.
- Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка. М.: Добросвет, 2000. 832 с.
- Толмачев М. В. Марсель Пруст. «В поисках утраченного времени» // Вестник истории мировой культуры. 1961. №6(30). С. 150-163.
- Le Bidois G et R Syntaxe du francais modernе. 1968. Р. 794 p.
- Thibaudet A. Reflexions sur le roman. Paris: Gallimard,1938. C. 37.
- Proust M. A la recherche du temps perdu. Du côté de chez Swann Из-во «Прогресс», М.: 1970, 436 с.
The Role of the imperfect in M. Proust's novel "In search of lost time"
Authors
Kudryasheva F. S.*
Ufa University of Science and Technology
32 Zaki Validi st., 450076 Ufa, Bashkortostan
*E-mail: faniya.frgf@yandex.ru*
Nikiforov R. S.
Ufa University of Science and Technology
32 Zaki Validi st., 450076 Ufa, Bashkortostan
Abstract
The article examines the temporal paradigm of Proust's text. Russian and French researchers of his creative method are unanimous in their opinion that it is impressionistic. This fact is reflectedin the style of his artistic discourse and is particularly convincing in the temporal space of the narrative,which focuses on the protagonist's recollection of events from the past. In our opinion, the influence ofA. Bergson's philosophy on M. Proust's creative method is undeniable. For M. Proust, the play of tenses becomes a crucial source for implementing his philosophical concept in the text. In the French language, the imperfect tense provides the author with a real opportunity to connect the past with the present, to stop time, and to recreate the most memorable moments in his memory.The broad stylistic paradigm of the imperfect tense is complemented by its extended use, which is referred to as the "infinite imperfect" or "impressionistic imperfect." The imperfect is acquiring a high frequency of use in the text due to the use of the paradigm of the finite/non-finite verbs in the composition of the sentences, which contribute to the expression of duration, length, regularity of the action, whichare strengthened by the context. It can influence the semantics of the finite verb, translating it into thecategory of non-finite verbs.
Keywords
- imperfect
- impressionism
- time
- consciousness
- recollection
- semantics
- verb
- description
- finite/non-finite verb
- landscape
- duration
- extent