Грамматика - диспетчер в языке
Доклады Башкирского университета. 2025. Том 10. № 3. С. 103-108.
Авторы
Закирьянов К. З.*
Уфимский университет науки и технологий; Институт развития образования Республики Башкортостан
Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32; Россия, Республика Башкортостан, 450005 г. Уфа, ул. Мингажева, 120
*E-mail: farni@rambler.ru
Абстракт
В статье рассматривается место грамматики в обучении русскому языку в нерусской школе. Обосновывается целесообразность изучения двух частей грамматики - морфологии и синтаксиса, а также лексики и грамматики во взаимосвязи. Оптимальным вариантом реализации такой методики является комплексное обучение русскому языку на синтаксической основе. В школе изучается не описательная (теоретическая), а практическая (активная) грамматика, которая учит правильно употреблять языковые средства в речи.
Ключевые слова
- школьная грамматика
- активная (практическая) грамматика
- взаимосвязь лексики и грамматики
- морфологии и синтаксиса
- комплексное обучение русскому языку на синтаксической основе
Литература
- Бойцова А. Ф. Актуальные вопросы методики русского языка в национальной начальной школе // Вопросы обучения и воспитания в национальной школе. М: Педагогика, 1971.
- Граудина Л. К. Беседы о русской грамматике. М. Знание, 1983. 127 с.
- Закирьянов К. З. Научные основы школьного предмета «Русский язык» (к формированию лингвистической компетенции учащихся): монография. Уфа: изд-во ИРО РБ, 2015. 280 с.
- Закирьянов К. З. Слово как центральная единица языка: методический аспект (содержание и система работы над словом на уроках русского языка): монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. 96 с.
- Земская Е. А. Как делаются слова. М: АН СССР, 1963. 97 с.
- Советкин Ф. Ф. Как обучать русскому языку солдат, не владеющих русским языком. М: Воениздат, 1952.
- Шакирова Л. З., Сабаткоев Р. Б. Методика преподавания русского языка (на мат-ле национальной школы): пособие для учителя. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»; Казань: «Магариф», 2003. 376 с.
- Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики/ под ред. И. В. Рахманова. Изд-е 2-е. М: Высшая школа, 1972. 111 с.
Grammar - a controller in the language
Authors
Zakiryanov K. Z.*
Ufa University of Science and Technology; Institute of Education Development of the Republic of Bashkortostan Russia
Russia, Republic of Bashkortostan, 450076 Ufa, st. Zaki Validi, 32; Republic of Bashkortostan, 450076 Ufa, st. Mingazheva, 120
*E-mail: farni@rambler.ru
Abstract
The article examines the place of grammar in teaching Russian in a non-Russian school. It substantiates the expediency of studying two parts of grammar - morphology and syntax, as well as vocabulary and grammar in their relationship. The optimal option for implementing such a methodology is a comprehensive teaching of the Russian language on a syntactic basis. In school, not descriptive (theoretical) but practical (active) grammar is studied, which teaches how to correctly use language means in speech.
Keywords
- chool grammar
- active (practical) grammar
- the relationship between vocabulary and grammar
- morphology and syntax
- comprehensive teaching of the Russian language on a syntactic basis