Особенности жанра лекции в восприятии иностранных студентов из Центральной Азии: когнитивный и психолингвистический аспекты (по результатам опроса)

Доклады Башкирского университета. 2024. Том 9. № 3. С. 33-40.

Авторы


Ложкина Д. Д.*
Уфимский университет науки и технологий
Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32
Старикова Д. Д.
Уфимский университет науки и технологий
Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32

Абстракт


В статье представлен анализ данных опроса иностранных студентов с целью выявить когнитивные и психолингвистические особенности восприятия респондентами жанра лекции. Результаты опроса позволяют утверждать, что многие студенты-иностранцы не имеют четкого представления о лекции как особой форме организации коммуникации, а потому испытывают трудности при выстраивании эффективной стратегии обработки дискурса. Отмечается, что необходимо знакомить иностранных студентов с форматами обучения, помогать им сформировать правильные коммуникативные установки.

Ключевые слова


  • лекция
  • иностранные студенты
  • академический дискурс
  • речевой жанр
  • межкультурная коммуникация

Литература


  1. Алефиренко Н. Ф. Речевой жанр, дискурс и культура // Жанры речи. 2007. №5. С. 44-55.
  2. Аркадьева Т. Г., Васильева М. И., Владимирова С. С. и др. Лекция-дискуссия в преподавании теоретических дисциплин иностранных студентам // Гуманитарно-педагогическое образование. 2020. Т. 6. №3-4. С. 64-71.
  3. Баранова И. И., Виноградова М. В., Гладких И. А., Доценко М. Ю. Проблемы обучения русскому языку как иностранному в специальных целях: анализ мнений студентов // Перспективы науки и образования. 2021. №5(53). С. 260-276.
  4. Гарипова И. И., Миннулина Г. Р. Особенности педагогического общения с иностранными студентами в период образовательного процесса // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. №1-4(67). С. 28-30.
  5. Губанов Н. Н., Губанов Н. И. Отмирает ли лекция в качестве ведущей формы обучения? // Высшее образование в России. 2020. №12. С. 72-85.
  6. Дейк ван Т. А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М., 1988. С. 153-212.
  7. Дементьев В. В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи: сб. науч. статей. Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 2002. №3. С. 18-40.
  8. Жуковская А. А. Трудности, с которыми сталкивается студент-иностранец во время обучения на первом курсе российского вуза на русском языке // Проблемы современного образования. 2020. №1. С. 205-211.
  9. Ибрагимов Г. И., Калимуллина А. А. трансформация лекции в современной высшей школе России // Высшее образование в России. 2022. №7. С. 96-112.
  10. Исаева Т. Е. Интерактивная дискретная лекция: методологические вопросы структурно-методической организации // Концепт. 2024. №3. С. 152-170.
  11. Матяшевская А. И. Жанр лекции и его современные разновидности // Жанры речи. 2019. №4(24). С. 246-253.
  12. Нагиева Е. Б. Средства диалогичности публичной лекции в аспекте специфики жанра // Коммуникативные исследования. 2015. №4(6). С. 80-87.
  13. Прозоров В. В. Об универсальных антропоцентрических характеристиках речежанровой коммуникации // Жанры речи. 2022. Т. 17. №2(32). С. 88-98.
  14. Салимовский В. А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении. Пермь: изд-во Перм. ун-та, 2002. 236 с.
  15. Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. Москва: Лабиринт, 2004. 317 с.
  16. Седов К. Ф. Анатомия жанров бытового общения // Вопросы стилистики. Вып. 27. Саратов, 1998. С. 9-20.
  17. Солодовникова Н. В. Проблемы обучения конспектированию иностранных студентов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2011. №1(1). С. 84-87.
  18. Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73986.
  19. Штоббе И. А., Азарова О. В. Вузовская лекция: опыт преподавания химии иностранным студентам // Развитие образования. 2023. Т. 6. №2. С. 63-70.
  20. Chodkiewicz H. Academic Lecturing through the Medium of a Non-native Language: A Collaborative Endeavour of Lecturers and Students // Roczniki Humanistyczne. 2019. Vol. 67. No. 11. P. 17-32.
  21. Dikilitaş K., Demir B. Native and Non-Native Perceptions on a Non-Native Oral Discourse in an Academic Setting // Turkish Online Journal of Qualitative Inquiry. 2012. No. 3(3). P. 33-55.

Финансирование


  • Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Уфимского университета науки и технологий (ПРИОРИТЕТ-2030).

Characteristics of lecture as a genre in the perception of foreign students from Central Asia: cognitiveand psycholinguistic aspects (based on survey results)

Authors


Lozhkina D. D.*
Ufa University of Science and Technology
32 Zaki Validi st., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia
Starikova D. D.
Ufa University of Science and Technology
32 Zaki Validi st., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia

Abstract


The article presents an analysis of the data from a survey of foreign students in order to identify the psycholinguistic and cognitive characteristics of respondents’ perception of the lecture genre. The results suggest that many foreign students do not have a clear understanding of a lecture as a particular form of communication, and therefore have difficulty in developing and applying effective strategies of discourse comprehension. It is necessary to explain specifics of different formats and genres utilized in university education to foreign students and help them set appropriate communication goals.

Keywords


  • lecture
  • foreign students
  • academic discourse
  • speech genre
  • cross-cultural communication