Завершающий этап подготовки к ЕГЭ по русскому языку в нерусской школе

Доклады Башкирского университета. 2024. Том 9. № 2. С. 73-82.

Абстракт


В статье рассматриваются некоторые особенности преподавания русского языка в старших (10-11) классах нерусской (на примере башкирской) школы. Заостряется внимание на том, что на итоговом государственном экзамене (ЕГЭ) по русскому языку за курс средней школы предъявляются единые требования к знаниям выпускников русских и нерусских школ. Не одинаковы пути овладения и степень владения русским языком как родным (учащимися русских школ) и как неродным (учащимися нерусских школ). В этих условиях возникает необходимость повышения уровня знаний по русскому языку учащихся нерусских школ до уровня знаний выпускников русских школ. Эта задача решается, главным образом, в старших (10-11) классах, на завершающем этапе подготовки к ЕГЭ. В статье предлагается один из возможных вариантов этой методики, эффективность которой проверена в практике обучения русскому языку в нерусских школах Республики Башкортостан.

Ключевые слова


  • русский язык как неродной
  • русский язык как государственный
  • единый государственный экзамен (ЕГЭ)
  • этапы подготовки к ЕГЭ
  • завершающий этап

Литература


  1. Закирьянов К. З. ЕГЭ по русскому языку: плюсы и минусы // Учитель Башкортостана. 2011. №4. С. 54-59.
  2. Закирьянов К. З. Первый среди равноправных (о статусе русского языка в Российской Федерации) // Исторический опыт межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов России и Башкортостана как фактор и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в республике: Мат-лы Всерос. научной конф. (г. Уфа, 22 сентября 2017 г.) / отв. ред. В. П. Афанасьев. Уфа: Белая река, 2017. С. 199-207.
  3. Закирьянов К. З. Что должен усвоить выпускник средней школы по русскому языку // Учитель Башкортостана. 2020. №11. С. 41-46.
  4. Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 24.07.1998 г. М., 1998.
  5. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 07.06.2005 г. М., 2005.
  6. Харакоз П. И. Основы методики обучения русскому языку в киргизской восьмилетней школе. Изд-е 2-е, перераб. и доп. Фрунзе: Мектеп, 1983. С. 12-13.

The final stage of preparation for the Russian language Unified State Exam in a non-Russian school

Abstract


The article discusses some features of teaching the Russian language in senior (10-11) grades of a non-Russian (using the example of a Bashkir) school. Attention is drawn to the fact that at the final state exam (USE) in the Russian language for a high school course, uniform requirements are imposed on the knowledge of graduates of Russian and non-Russian schools. The ways of mastering and the degree of proficiency in Russian as a native language (by students of Russian schools) and as a non- native language (by students of non-Russian schools) are not the same. In these conditions, there is a need to increase the level of knowledge of the Russian language of students of non-Russian schools to the level of knowledge of graduates of Russian schools. This problem is solved mainly in senior (10-11) grades, at the final stage of preparation for the Unified State Exam. The article proposes one of the possible options for this methodology, the effectiveness of which has been tested in the practice of teaching the Russian language in non-Russian schools of the Republic of Bashkortostan.

Keywords


  • Russian as a non-native language
  • Russian as a state language
  • Unified State Exam (USE)
  • stages of preparation for the Unified State Exam
  • final stage