Поэтика «умноженной» фабулы и открытого финала в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

Доклады Башкирского университета. 2023. Том 8. № 1. С. 58-66.

Авторы


Ахметова Г. А.*
Уфимский университет науки и технологий
Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, улица Заки Валиди, 32

Абстракт


В статье рассматриваются особенности поэтики романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: «умноженная» фабула и открытый финал. Анализируется связь поэтики Толстого с творческим опытом Шекспира, который использовал параллельные фабулы в трагедиях «Король Лир», «Генрих IV», «Гамлет». Как и в трагедиях Шекспира, «умноженная» фабула в романе «Анна Каренина» выполняет важную функцию. Она создает эффект повторяемости и универсальности жизненной ситуации. «Умноженная» фабула вместе с открытым финалом позволяет писателю наполнить повествование общечеловеческим смыслом и создать иллюзию жизненного продолжения, в котором отдельное повествование является лишь коротким фрагментом.

Ключевые слова


  • Л. Н. Толстой
  • Анна Каренина
  • Шекспир
  • Король Лир
  • «умноженная» фабула
  • финальный занавес
  • открытый финал

Литература


  1. Аникст А. Вступительная статья и комментарии // Уильям Шекспир. Трагедии. М.: Правда, 1983. С. 3-14, 632-671.
  2. Ахметова Г. А. Икона и картина (портрет) в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Вестник Башкирского университета. 2013. Т.18, №1. С. 144-156.
  3. Ахметова Г. А. Эпилог в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в свете гомеровской традиции // Вестник Башкирского университета. 2022. Т.27, №2. С. 462-465.
  4. Ахметова Г. А. «Шекспировский текст» в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Культурные коды русской литературы. Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, Изд. Башкирск. гос. ун-та. 2019. С. 9-18.
  5. Ветловская В. Е. Поэтика романа «Анна Каренина»: система неоднозначных мотивов // Русская литература. 1979, №4. С. 17-37.
  6. Жданов В. Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблюдения. М.: Советский писатель, 1957. 262 с.
  7. Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М; Л.: Наука, 1966. С. 247-272.
  8. Купреянова Е. Н. «Анна Каренина» Л. Толстого // История русского романа в 2-х т. Т. 2. Акад. наук СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский дом), 1964. С. 323-349.
  9. Левин Ю. Д. Лев Толстой, Шекспир и русская литература 60-х годов XIX века // Вопросы литературы. 1968, №8. С. 54-73.
  10. Мережковский Д. С. Толстой и Достоевский. М.: Наука, 2000. 592 с.
  11. Письма Толстого и к Толстому. М.; Л.: Госиздат, 1928. С. 223-224.
  12. Толстой Л. Н. Собр. соч. в 12 т. Т. 9. М.: Худож. лит-ра, 1975. 444 с.
  13. Толстой Л. Н. Собр. соч.: в 22 т. Т. 18. М.: Худож. лит., 1984.
  14. Томашевский В. Б. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект пресс, 1996. 334 с.
  15. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. 398 с.
  16. Шекспир У. Трагедии. М.: Правда, 1983. 672 с.
  17. Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974. С.185-190.

The poetics of the “multiplied” plot and the open ending in L. N. Tolstoy’s novel “Anna Karenina”

Authors


Akhmetova G. A.*
Ufa University of Science and Technology
32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia

Abstract


The article discusses the important features of the poetics of Leo Tolstoy’s novel “Anna Karenina”: the “multiplied” plot and the open ending. Turning to the “multiplied” plot, Tolstoy could not ignore the experience of Shakespeare, the author of “King Lear”, “Henry IV”, “Hamlet”. The parallel unfolding of two event lines connected with the fate of different persons performs important functions in Tolstoy’s novel, as in Shakespeare’s tragedies. The “multiplied” plot creates the effect of repeatability and universality of the life situation. In addition, thanks to such a plot in the work, the effect of “density”, “density”, the complex complexity of life arises. The novel “Anna Karenina” vividly demonstrates another feature of Tolstoy’s poetics: the absence of a “final curtain”. The eighth and last book of the novel, written under the impression of the Russian-Turkish war that began in 1877 and published by the author separately from the main body of the work, is perceived as a vivid expression of Tolstoy’s pacifism and a bold criticism of Russia’s official policy. Within the framework of topical themes, Tolstoy skillfully weaves the main plot lines of his novel. The characters of the main characters correspond to the new atmosphere. The novel ends with pastoral motives, while Levin remains on the threshold of an important decision, at the beginning of the acquisition of Tolstoy’s Christianity. “Confession”, on which the writer began work in 1878, begins where “Anna Karenina” is finished, or rather, where she is “torn off”. The open ending of the novel gives rise to the effect of a life continuation, in which a separate narrative is only a short fragment.

Keywords


  • L. N. Tolstoy
  • Anna Karenina
  • Shakespeare
  • King Lear
  • “multiplied” plot
  • final curtain
  • open ending