Методология научного познания и творчество
Доклады Башкирского университета. 2017. Том 2. № 5. С. 831-839.
Авторы
Султанова Л. Б.*
Башкирский государственный университет
Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, улица Заки Валиди, 32
*E-mail: slinera@inbox.ru
Абстракт
Статья посвящена актуальным вопросам философии и методологии науки. Большое место в ней занимает вопрос об универсальном научном методе, который рассматривается с точки зрения признания творческой природы научного мышления и стремления науки к наращиванию инноваций. В статье дается представление о методологии науки и приводится классификация методов, применяемых в научном познании. Автор выделяет следующие методы: философские, общенаучные, эмпирические, теоретические, частнонаучные (специальные), а также междисциплинарные. Определяются особенности и основные задачи современной методологии науки. Отмечается, что в современной философии вопросы научного творчества исследуются в основном в рамках методологии научного познания и когнитивистики. Приводится краткая характеристика творческого аспекта научного познания и классическое понимание этапов научного (математического) творчества по Адамару. Основные выводы формируются в заключении, суть которого состоит в отрицании возможности создания универсального научного метода как одинаково эффективно применяемого для решения любых вопросов научного исследования.
Ключевые слова
- философское учение о методе
- подлинный «органон» науки
- классификация методов научного познания
- диалектическая методология
- научное творчество
- догматизм
- эвристические и алгоритмические методы научного познания
- универсальный научный метод
Литература
- Философия. Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2004.
- Томпсон М. Философия науки. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
- Лебедев С. А., Лебедев К. С. Существует ли универсальный научный метод? // Вестник Тверского государственного университета. №2, 2015. С. 56-72.
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: Радио, 1970.
- Султанова Л. Б. Интуиция и эвристика в математике// Российский гуманитарный журнал. 2013. Т. 2. №3. - С. 229-241.
- Султанова Л. Б. Эволюция математики в свете постнеклассической научной парадигмы // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. №1. - С. 199-202.
Methodology of scientific knowledge and creativity
Authors
Sultanova L. B.*
Bashkir State University
32 Zaki Validi Street, 450074 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia
*E-mail: slinera@inbox.ru
Abstract
The article is devoted to topical issues of philosophy and methodology of science. A great place in it is the question of the universal scientific method, which is considered from the point of view of recognizing the creative nature of scientific thinking and the striving of science to increase innovation. The article gives an idea of the methodology of science and provides a classification of methods used in scientific knowledge. The author distinguishes the following methods: philosophical, general scientific, empirical, theoretical, private-science (special), and also interdisciplinary. Specific features and main tasks of the modern methodology of science are determined. It is noted that in modern philosophy the issues of scientific creativity are investigated mainly in the framework of the methodology of scientific knowledge and cognitive science. A brief description of the creative aspect of scientific knowledge and a classical understanding of the stages of scientific (mathematical) creativity according to Hadamard are given. The main conclusions are formed in the conclusion, the essence of which is to deny the possibility of creating a universal scientific method that is equally effectively used to solve any problems of scientific research.
Keywords
- philosophical doctrine of the method
- the true “organon” of science
- the classification of methods of scientific cognition
- dialectical methodology
- scientific creativity
- dogmatism
- heuristic and algorithmic methods of scientific cognition
- the universal scientific method