Новые подходы к преподаванию иностранных языков в контексте интернационализации российского высшего образования

Доклады Башкирского университета. 2016. Том 1. № 4. С. 769-773.

Авторы


Шакирова Э. Р.*
Башкирский государственный университет
Россия, г. Уфа, 450076, улица Заки Валиди, 32

Абстракт


Рассматриваются причины, затрудняющие процесс интернационализации российского высшего образования. Для повышения мобильности российских студентов и преподавателей в международном образовательном пространстве предлагается внедрить новые подходы к преподаванию иностранных языков. На институциональном уровне: унифицировать требования к уровню владения языком, разработать общенациональные учебники для вузов. На индивидуальном уровне: сфокусироваться на навыках адекватного межкультурного взаимодействия и автономности в обработке больших объемов информации.

Ключевые слова


  • интернационализация высшего образования
  • преподавание иностранных языков в вузе
  • культурологический аспект
  • автономность
  • информационные технологии

Литература


  1. Интернационализация образования. URL: http://www.intpr.ntf.ru/p42aa1.html
  2. Frumina E., West R. Internationalisation of Russian Higher Education: The English Language Dimension. Moscow: British Council, 2012. Pp. 23-35
  3. Елинсон М. А. Актуализация языкового образования как концептуальной основы коммуникативной компетенции. Научный альманах. 2015. №8 (10). С. 1616-1620.
  4. Гарифуллина А. М. Культурологическая составляющая в формировании коммуникативной компетенции. В сборнике: Ноосферная парадигма модернизации экономики региона: возможности и реалии устойчивого развития. // Сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2015. С. 137-143.
  5. Вахитова У. С. Микрополе будущего времени в немецком и башкирском языках // Вестник Башкирского университета. - 2015, т. 20, №4. - С. 1339-1342.
  6. Шарипова В. А., Валиахметова Э. К. Функционально-когнитивная сфера - новый тип организации лексики // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. №8. С. 100-104.
  7. Хисматуллина Г. Г. Открытый урок «немецкий легко и весело». Наука и образование: новое время. 2016. №2 (13). С. 503-507.
  8. Чанышева З. З., Гайнаншин М. Ф. Синергетический эффект экономической метафоры в интердискурсивном пространстве//Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология. Педагогика. Психология. 2014. №2. С. 98-106. С. 105.
  9. Губик С. В., Шакирова Э. Р. Перспективы и сложности использования информационных технологий в преподавании английского языка для профессиональной коммуникации. В сборнике: Модернизация высшего образования в России: опыт истории и векторы развития Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Чанбарисова Ш. Х., первого ректора БашГУ. 2016. С. 245-251.
  10. Шакирова Э. Р., Артемова О. Е. Теория и практика интерпретации медийного дискурса (на материале англоязычной прессы): учебное пособие. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 68-80.
  11. Морозкина Е. А., Шакирова Н. Р. Использование информационных технологий для оптимизации процесса перевода // Вестник Башкирского университета, 2012. - №1(I). - С. 544-546.

New approaches to foreign languages teaching in the context of the internationalisation of Russian higher education

Authors


Shakirova E. R.*
Bashkir State University
32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Russia

Abstract


Reasons for complicating the process of the internationalisation of Russian higher education are considered. New approaches to upgrade Russian students and lecturers mobility in the international educational dimension are suggested. At the insitutional level unification of the language competence requirements and new national textbooks are proposed. At the individual language instructor’s level it is suggested to focus on cross-cultural interaction skills and autonomy in information proccessing.

Keywords


  • internationalisation of higher education
  • foreign languages teaching
  • culturological aspect
  • autonomy
  • informational technologies